Старинные наличники на окна в деревянном доме
Roof-store.ru

Строительный портал

Старинные наличники на окна в деревянном доме

Как сделать резные наличники на окна в деревянном доме

Сделать свой дом запоминающимся и красивым мечтает любой хозяин. Если дом уже не новый, это не так просто. Одна из возможностей — резные наличники. Они даже обычную «коробку» превратят в шедевр.

Материал для наличников

Резные наличники делают в основном из древесины хвойных пород. Оптимальный вариант — сосна, нормально режется, недорога, из-за высокого содержания смол долговечна. В принципе, можно использовать любую другую хвойную доску, но лучше не пробовать с еловой: слишком она волокнистая, не режется даже самым острым инструментом.

Можно делать резные наличники и из лиственных пород — липы (самая мягкая), тополя, клена, дуба, вишни и т.д. Но с каждой породой надо уметь работать, набивать руку и нет гарантии, что получится что-то удобоваримое, а древесина лиственных пород стоит дорого. Поэтому делают наличники на окна чаще все-таки из сосны. Надо только обратить внимание на качественные характеристики.

Резные наличники на окна — способ сделать свой дом уникальным

Если есть древесина или доска, пролежавшая 3 года и более, можно использовать ее: она уже точно сухая, только потребуется обработка и калибровка. Если дома нет деревообрабатывающего оборудования (рейсмуса и циркулярной пилы), нужна будет обрезная доска. Под резные наличники подойдет древесина первого или высшего сорта. Это значит, что на доске не должно быть сучков, сколов, смоляных карманов. Древесину берите камерной сушки, с влажностью не более 8-12%. На рынках такая не продается, искать надо на пилорамах и в строительных магазинах.

Почему камерной сушки? Потому что ее сушат в специальной камере, ускоренно выводя влагу. При этом часть досок трескается, выгибается — эти идут в отбраковку, остальные продают. Если вы будете делать резные наличники из древесины камерной сушки, их точно не покорежит и они не потрескаются.

Инструменты

Чтобы сделать резные наличники своими руками, понадобится следующий минимальный набор:

  • дрель с набором сверл;
  • электрический лобзик с плавным пуском и кучей разных пилок по дереву;
  • стамески;
  • наждачная бумага с зерном разного размера;
  • лепестковый диск из наждачной бумаги по дереву на дрель.

Вот такие резные наличники на окна можно сделать своими руками

Для сокращения времени, которое потребуется на создание резных узоров и шлифовку, лучше иметь фрезер и шлифовальную машинку.

По одной или оптом?

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Накладные резные наличники тоже интересны

Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

Порядок изготовления наличника с прорезной резьбой

Желаемый рисунок при помощи шаблона переносим на доску (где его взять, как увеличить, как сделать шаблон читайте ниже). При необходимости поправляем, хорошо прорисовываем детали. Дальше порядок действий опишем пошагово.

Прорезная резьба без подкладной доски. Чтобы рисунок был четче виден, нужна большая разница в цвете

Убираем древесину в прорезях рисунка

  • Для этого сверлим отверстия большого диаметра в тех местах, где древесину надо будет убрать. Диаметр отверстия должен быть чуть больше чем ширина пилки лобзика обычно 12-14 мм). Сверло должно идти вертикально вниз, следите чтобы отверстие не вышло за линию (но небольшие погрешности нестрашны).

Вот основной этап вырезания наличника из древесины

Так как на резьбу будут смотреть издалека, некоторые неточности несмертельны, но стремиться к идеалу все-таки стоит.

Делаем фигурный край

Некоторые наличники имеют ровный край. Тогда этот этап пропускаем. Если край фигурный, придется еще поработать лобзиком.

    Примерно через 5-7 см делаем перпендикулярные пропилы «лишней» части доски до намеченной линии наличника. Большая точность или ровные линии не нужны, стараемся не переходить через нарисованную линию.

Фигурный край делать проще

Если рез сложный, могут оставаться не слишком привлекательные места. Это не страшно, их потом обработаем, где надо — стамесками, тем же лобзиком, наждаком. Когда вы останетесь довольны результатом, можно двигаться дальше.

Окончательная доработка

Владельцы деревянных домов, наверняка знают все о том, как надо обрабатывать древесину. Но, на всякий случай, повторим еще раз общие правила.

    Шлифуем. Шлифовать любым доступным методом. Быстрее и лучше всего всего — эксцентриковой шлифмашинкой, медленнее — наждачным кругом на дрель и лепестковой насадкой, совсем медленно — руками и наждачной бумагой. В идеале комбинируем два метода — при помощи шлифмашинки обрабатываем горизонтальную поверхность, а выемки — лепестковой насадкой и, где она недостает, руками.

Шлифуем и доводим до нормального состояния

Выбор лакокрасочных материалов очень широк. Подходят любые для наружных работ. Но учтите, что укрывистые краски придется периодически обновлять — раз в год так точно. А это значит — снимать старую краску, грунтовать, красить снова. Проще дело обстоит с маслами для дерева — они не дают пленки на поверхности древесины, а впитываются в волокна. Обновлять покрытие тоже надо, но просто очистить от пыли и покрыть новым слоем. И частота обработки меньше. Минусы масла для дерева — выше цена, меньшее количество цветов.

Это результат трудов

А дальше — монтаж резного наличника. Зависит он от выбранного типа: можно сразу на стену, а можно — на подкладную доску, а потом уже на окно.

Как увеличить шаблон

Простые резные наличники можно делать и без шаблонов. Несколько примеров будет в видео — там показано, как расчертить, как вырезать. Но более-менее сложные узоры рисовать самостоятельно получится далеко не у всех. Нужен навык, да и талант. Самый простой способ — найти схему, распечатать ее в нужном размере, перенести на картон и вырезать. Получится шаблон, который можно обводить.

Второй способ: срисовать с фотографии. Далеко не все схемы можно найти. Некоторые, особенно старинные оконные наличники, вы нигде не найдете. Если есть хоть некоторые способности к рисованию, их можно срисовать.

Даже такой орнамент можно срисовать… если есть навык

Могут возникнуть вопросы по поводу того, как увеличить размер найденной схемы или шаблона. Есть три варианта:

  • При помощи любого графического редактора. Самый простейший — Paint — есть в любом компьютере работающем с Windows (вкладка «Изображение», строка «Изменить размер изображения», выберите «сантиметры» и в окошке поставьте нужную длину (высоту). Полученный файл можно будет распечатывать. Если принтер малого формата, может потребоваться разбиение на несколько страниц. Их потом следует склеить и, по полученному рисунку, сделать шаблон.
  • При помощи ксерокопии. У ксероксов есть функция масштабирования.
  • Взяв миллиметровую бумагу, переносить рисунок в нужном масштабе. Для этого исходное изображение разбиваем на квадраты со стороной 0,5 или 1 см (можно напечатать на листке в клетку). Потом переносим линии на миллиметровку, увеличивая их в нужной пропорции.

Первые два способа более быстрые. Но при масштабировании рисунок может получиться нечетким и размытым. Его можно поправить руками, можно отрисовать в каком-то редакторе, например, CorelDRAW. Как это сделать смотрите в видео. Как раз пример прорисовки схемы для резьбы.

Видео по теме

Схемы, шаблоны, узоры

Узкие краевые элементы

Декоративные элементы для вертикальных или горизонтальных планок

Схемы для выпиливания наличников из дерева

Прорезные элементы для украшения окна

Схемы узоров для украшения кронштейнов

Схема резного наличника

Что может получиться и варианты вертикальных планок

Полотенчики или боковые узоры

Это резьба непрорезная

Чертежи и схемы

Прорезные, накладные, с коронами

Центральные элементы для вертикальных планок

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве

Так уж повелось, что именно деревенские избы были, есть и будут носителями и хранителями аутентичной культуры русского народа. Причем каждый элемент фасада может поведать знающему человеку практически все о местности, а также о пристрастиях и страхах хозяина избы. Особенно информативными оказались резные украшения окон, которым уделялось особое внимание, ведь народ их считал не просто «оком», главным из органов чувств самого жилища, но и действенным оберегом семейного очага.

По оконным наличникам можно определить, где находишься и чего больше всего боялся народ.

Традиция украшать оконный проем пришла в Россию еще в XVII веке из Италии после открытия первого стекольного завода. Только в европейской стране эту часть дома украшали небольшими колоннами, портиками и другими элементами, сделанными из камня, а на нашей территории его заменили деревом, ведь каменные дома и соответственно весь декор могли себе позволить единицы.

Ставни защищали от солнца, причем на севере их закрывали в летний полярный день, чтобы выспаться, а на юге – чтобы дом не нагревался. forumhouse.ru/ © Иван Хафизов.

Изначально при установке наличников преследовалась практическая функция – закрывать соединительные швы между оконной рамой и срубом. Но просто установить кусок доски было не интересно, поэтому мастера начали декорировать этот элемент причудливыми узорами, которые в каждой местности имели свой смысл.

Оконные наличники до XVII в. имели простейший рисунок, символизирующий солнце. bigpicture.ru.

Примечательно: Термин «наличник» в разных регионах звучит по разному, так например, в большинстве районов Центральной России – это «обналичник», в местности, граничащей с Белоруссией, его знают только как – «лиштва», а на Урале — «белендряс» или «обоконка».

Круги и ромбы, изображающие небесное светило, означают защиту от тьмы и ночной нечисти. progorodsamara.ru.

Как удалось выяснить авторам Novate.Ru, техника выполнения резных наличников не имеет четко определенных канонов, единственным предопределяющим правилом является осевая симметрия – это когда левая сторона композиции зеркально повторяет правую.

Нижняя часть наличника (называется подоконная) менее украшена и символизирует землю-матушку и плодородие поля. bigpicture.ru.

Также просматривается общая особенность наличников, которая присуща всей территории России – верхняя часть имеет более ажурный рисунок, а нижняя – проще и скромней. Во всем остальном определяется только почерк мастера и пристрастия в оформлении самих жителей региона и конкретного хозяина в частности.

Читать еще:  Как крепятся рулонные шторы на деревянные окна

Стиль «дорого-богато» присущ для мелких купцов, которые таким образом пытались поднять свою значимость. courier-media.com.

Интересный факт: Бытует мнение, что самая изысканная и богатая резьба украшает усадьбы богатых владельцев. Но как оказалось, это заблуждение, ведь представителям высшего общества не нужно показывать или доказывать таким образом свою значимость и высокий статус, их и так все знают и почитают. А вот внезапно разбогатевшие, в народе таких называют «из грязи да в князи», пышным убранством пытались поднять авторитет и громко заявить о себе успешном.

Иногда крышу наличника украшали полукружьями, которые символизируют небесных богинь «рожаниц». progorodsamara.ru.

Естественно, резной наличник выполнял не только практичную и эстетичную функцию, он играл роль мощного оберега от дурного глаза, посягательств на дом лихих людей и нечистой силы. Несмотря на то, что в России проповедовалось христианство, все народные традиции носят языческий характер, поэтому главными символами украшающими дом были – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. Также не забывали и о роли земли-матушки – прародительницы всех благ.

Завитки вокруг центрального круга не просто украшают, а обозначают непрерывное движение Светила. progorodsamara.ru.

Поскольку по народным поверьям все части наличника соответствовали сторонам света и временам года, то расположение каждого символа было продумано до мелочей, особое внимание при этом уделялось сочетанию друг с другом. Так, например, никогда символ земли и плодородия не разместили бы на верхней части, именуемой навершием или кокошником, там главенствует солнечный знак, ведь изображение светила или его условного знака (как правило, это ромб или символический рисунок, в котором явно угадывалось солнце).

В Ярославской, Ивановской, Московской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов, которые тоже считались оберегом. forumhouse.ru/ © Иван Хафизов.

Витиеватый резной рисунок составляли не только ради того, чтобы защитить свое жилье от различных бед и напастей, но и пожелать счастливой жизни хозяевам этого дома и их потомкам, ведь если правильно поставлен сруб он будет служить верой и правдой более сотни лет.

В старину дом защищали не только с помощью ставней и дверей, но и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов. houzz.ru.

Как утверждают знающие люди, по узорам наличников в былые времена путешествующий народ безошибочно определял, где находится. Причем не территория как таковая играла главенствующую роль, а местные обычаи и, конечно же, мастер, который делал резные элементы для всей округи. Так же, как известная гжельская или городецкая росписи определялась по руке художника, так и деревянное зодчество начинается с резчика.

Иван Хафизов сделал около 18 тыс. снимков и создал «Виртуальный музей резных наличников». forumhouse.ru.

Даже сейчас можно научиться безошибочно определять, в каком регионе сделан наличник, для этого достаточно будет знать несколько характерных особенностей. По словам фотографа Ивана Хафизова, который более 11 лет занимается тем, что фотографирует наличники по всей стране и в его коллекции уже более 18 тыс. снимков из 364 населенных пунктов: «Для того, чтобы разобраться в наличниках, достаточно всего лишь взглянуть на несколько коллажей. Так, даже ребенок сможет сказать, чем отличаются рязанские наличники от, например, костромских или томских».

Резные орнаменты и разнообразные фигуры призваны были охранять семейный очаг от невзгод. moydom.media/ © Иван Хафизов.

Резьба по дереву имитирует стиль барокко в доме вологодского купца. forumhouse.ru. / © Иван Хафизов.

Благодаря его работам теперь и мы сможем ориентироваться в удивительном мире символов и знаков, которыми много столетий подряд искусные резчики по дереву украшали дома жителей страны.

Двухцветные забайкальские наличники (Чита XVII в.). nalichniki.com./ © Иван Хафизов.

Несмотря на то, что на улице XXI век, наличники все так же популярны в некоторых регионах страны. Единственное, что современные резные элементы никто не согласовывает с поверьями, и наносят их без глубокого осознания значимости для существования дома и семьи, просто создают красивое сочетание геометрических форм и цветочных элементов.

Современные наличники отличаются высокой эстетикой, но смысловую нагрузку не несут. pinterest.com.

Большинство из нас, глядя на великолепное творение зодчих думает, что видит исконно русское народное творчество, но это не так. Как оказалось, все невероятно красивые образы, которые мы помним еще из иллюстрированных сказок (чего стоит только избушка на курьих ножках Бабы Яги!) наши предки позаимствовали у норвежских зодчих. И это доказывают древние сказочные постройки, которые не просто сохранились на территории Норвегии до наших дней, но и до сих пор функционируют.

  • 4429 просмотров

Материалы по теме

А вот ещё:

История славянского пояса как родового оберега

Ещё в начале 20 столетия пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса еще в 1920гг насилии в будни и праздничные дни, взрослые и дети, мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.

Подпоясанного человека «бес боится»

Завязывался пояс узлом спереди или с боку чтобы концы свешивались на 20-40см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от1,5 до 4м., отдельные пояса достигают 5-6м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетённая из льна верёвка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка(6,5-88,9мм).

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.».

Пояс, как часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.

Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.

С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца, которого ей сватали, она дарила ему поясок.

Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь (показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая идя поводу, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату завязывая поясок на веник. Есть сведения что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.

Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки. Первую борозду вели коня за пояс. При покупку скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому.».

В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девич пояс». Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. Широким мужским поясом спелиновывали младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.

Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определённым заговором.

Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются бранные пояса тканные на ниту, бердо или сволочку.

Москвич спасает старинные наличники, делая из них модные зеркала и стеллажи. ФОТО

Художник рассказал о том, где он находит уникальные предметы старины и как превращает их в современное искусство

Виталий Жуйков родился в Удмуртии. С детства он любил рисовать. Возможности посвятить себя творчеству в те далёкие годы у него не было, поэтому после восьмого класса он окончил строительный колледж. Но, как говорится, талант всегда найдёт себе дорогу. Потом была Москва, учёба в Британской высшей школе дизайна, 15 лет работы графическим дизайнером и арт-директором в журналах, посвящённых дизайну интерьеров. Постепенно деятельность Виталия перешла из плоскости графического дизайна в объём и прикладное творчество: он начал работать со стариной, преображая её и создавая модные предметы интерьера.

«Это прагматичный подход. Дело в том, что люди проходят мимо старых вещей, которые ещё могут пригодиться. Они не понимают этого, не могут оценить. А, на самом деле, к этому просто нужно приложить руки и голову. Тогда вещь заработает и будет актуальной в наши дни», – говорит Виталий.

Усидеть на двух стульях

Свою деятельность по преображению винтажа Виталий начал в 2012 году. Тогда в руки дизайнеру попались стулья 50-60-х годов, которые люди выбрасывали на помойку или отдавали за бесценок.

«Я их реставрировал, красил в интересные цвета, придумывал необычные сидушки, спинки, и люди начали обращать на это внимание, им стало интересно: ведь подобные вещи не только необычны по дизайну, но ещё и практичны. Когда я только начал заниматься этим, мне в соцсетях постоянно присылали фотографии выброшенных стульев и адреса, где их можно было найти», – рассказывает художник.

Однажды летом он гостил в Удмуртии и увидел, как знакомая, решив обшить свой старый дом сайдингом, выбрасывает наличники. Виталий не смог пройти мимо ставшей ненужной старины и привёз свой первый наличник в Москву, обработал его, вставил зеркало. С этого всё и началось. Впоследствии деятельность по переделке стульев стала художнику неинтересна, и он полностью переключился на работу со старинными предметами.

Не теряя корни

Несмотря на то, что мужчина уже много лет живёт и работает в Москве, он не утратил любовь к своей малой родине. Каждый год Виталий проводит лето в Удмуртии, в старом купеческом городке Сарапул, где у него есть небольшой домик.

Читать еще:  Газосиликатный кирпич характеристики

Через пару лет после создания первого наличника он уже осознанно искал там эти артефакты. По словам Виталия, сейчас в регионе идёт активная деятельность по сносу старых домов, и эти наличники просто выбрасывают за ненадобностью, сваливают под трактор.

«Это для меня, конечно же, было шоком. Я тогда, помню, прямо из-под трактора вытащил пару наличников. Хорошо, что успел. Идея, как оказалось, лежала на поверхности, её быстро подхватили другие дизайнеры. Мои наличники по телевидению не раз показывали: и в «Дачном ответе», и в «Квартирном вопросе». Уже появились последователи, которые копируют эту идею. Но я не сержусь – это ведь не плохо, что люди начали обращать внимание на вещи с историей, необычные фактуры», – делится Виталий.

Богачи делали наличники из толстых досок, люди победнее – из тонких

Он признаётся, что очень любит свою малую родину. Там он черпает энергию и вдохновение для дальнейшего творчества. Поэтому и рабочий материал – наличники, маслобойки – старается привозить именно оттуда:

«Дело в том, что я знаю эту местность, знаю дома, их историю, людей, которые там жили. Мне легче и приятнее работать, когда чувствую, что есть отдача, какая-то энергия. А просто так поехать в соседние деревни за 200 – 300 км от Москвы – это не моё. Мне неинтересно с такими вещами работать. Корни дают о себе знать. Поэтому каждый год я заказываю «Газель» и везу предметы старины в Москву».

По его словам, наличники часто отдают за бесценок. Цена вопроса – от тысячи рублей за штуку. Многие и вовсе их дарят. В поисках рабочего материала для своих работ Виталий устраивает целые экспедиции: ездит по деревням, знакомится с хозяевами и оставляет записки на заброшенных домах с предложениями о покупке наличников. Из заброшенных домов художник никогда ничего не берёт. Во-первых, это незаконно, во-вторых – некрасиво: у каждого дома всё равно есть хозяин. Поэтому вопросы по приобретению всегда решаются только лично.

«Работа со стариной – это всегда интересно. Потом вспоминаешь наличник по истории, связанной с ним. Однажды я приехал за конкретным наличником, но мне сказали, что у брата есть другой – старый, красивый и большой. Во время покупки я ещё увидел большое дырявое корыто и попросил отдать мне его бонусом. Отдали. Я потом сделал столик, а раньше из него поросят кормили. Так часто бывает: приходишь за одним, а уходишь с другим. И про каждый наличник найдутся такие истории. Можно уже книгу выпускать в нагрузку к каждому наличнику о том, как я его добывал», – делится дизайнер.

Тот самый столик, который Виталий сделал из корыта

Как рассказывает художник, его наличники пока не стали мейнстримом. Многие до сих пор думают: «Как так, я старьё домой понесу! Лучше новое закажу». Но Виталий считает, что новодел – это другое. Его сразу видно. В нём нет той души, истории, фактуры, которая присутствует в вещах, проживших долгую жизнь.

Цена бесценного

На одно зеркало из наличника в среднем уходит около недели. Если создаётся стеллаж, времени требуется больше.

Технология создания такого шедевра довольно проста: его зачищают, обрабатывают антисептиком, затем в ход идут масло и воск. В редких случаях Виталий покрывает изделие лаком. Но это, конечно, редкость, поскольку в данном случае на дереве появляется неприятная химическая плёнка. Если дерево не крашенное, его обрабатывают только маслом, предварительно пройдясь по поверхности металлической щёткой.

«Когда я вижу, что наличник крашенный, а цвет – не очень интересный, то с чистой совестью выкрашиваю его в какие-то модные интересные цвета. С ним уже ничего не сделать: старую краску никак не снять, зачастую там её – несколько десятков слоёв», – говорит Виталий.

Срок службы обработанных наличников – более 100 лет. По словам Виталия, максимум, что может произойти с деревом – небольшое ссыхание. Но это, как правило, происходит при его эксплуатации на улице. А в домашних условиях такой предмет интерьера может прослужить десятки, а то и сотни лет.

Поленница, изготовленная из фрагментов старого разрушенного наличника

В вопросе стоимости готового изделия всё зависит от года создания наличника и его размера. Если это старый наличник, Виталий старается не вносить никаких дизайнерских новшеств, а просто вставлять зеркало. Потому что это – уже антиквариат, ценный по факту своего существования. К примеру, у Виталия есть наличник 1905 года и ещё несколько старинных наличников величиной более трёх метров. Такие экземпляры можно смело назвать бесценными, поэтому и цена на них – по запросу.

Наличники делали из бюджетной древесины – сосны или берёзы. Несмотря на это, они служили своим хозяевам несколько десятков, а некоторые – и сто лет

Стоимость готовых изделий из наличников попроще – от 20 тысяч рублей. Покупают такие предметы декора две категории людей: те, кто видит в них дачную эстетику и приверженцы современных направлений в интерьерах, таких как лофт, минимализм и т.д. С каждым годом растёт число покупателей-иностранцев. Особенный интерес к таким арт-объектам сейчас проявляют жители Франции.

Наличник из России, который обрёл новую жизнь во Франции

«Я думаю, что наличники очень хорошо смотрятся в городских минималистичных интерьерах, хорошо контрастируя со стеклом, бетоном и привнося в такой дизайн свою теплоту. В городской среде наличники становятся акцентным предметом, вокруг которого можно выстроить весь интерьер. Это как некая скульптура, арт-объект, который играет очень яркую роль. На мой взгляд, здесь они смотрятся гораздо лучше, чем в загородных дачных домах, где они, зачастую, просто теряются», – считает создатель необычных предметов.

Сохранить и приумножить

Спасать старину Виталий планирует и в дальнейшем, однако признаётся, что не прочь попробовать свои силы и в других направлениях:

«На данный момент вот увлёкся плетением по дереву. Вообще я открыт ко всему, всеяден. Мне очень интересно экспериментировать и пробовать что-то новое. Сейчас присматриваюсь к керамике и думаю, почему бы не совместить в моём творчестве два направления: наличники и керамику. Конечно, наличники – это «рабочая лошадка». Они меня кормят и дают возможность экспериментировать. В планах же – создание штучного дизайна, небольших серий, коллекционных вещей, которые не хотелось бы потом повторять».

Что же касается наличников, то Виталий уверен, что эта любовь – надолго. Вместе с тем он призывает хозяев старых домов не спешить уничтожать старое, а попытаться сохранить историческое наследие.

Даже на сайдинге старый наличник может смотреться гармонично: смотря как к этому вопросу подойти и какие цвета подобрать. В любом случае, это лучше, чем, сжечь в печи или отнести на помойку.

Художник советует: если есть необходимость в установке пластиковых окон, где присутствуют наличники, постарайтесь сделать их не сплошными, а с рамами, чтобы они не выглядели как пустые глазницы.

«Всегда проще выбросить, чем подумать, как это можно обыграть. Пластик пластиком, но окно – это всё-таки внешний вид, душа дома. На Руси наличники вообще считались сердцем и глазами жилища. Существовало даже поверье, что, чем богаче наличник, тем щедрее хозяин. Я бы не стал торопиться выбрасывать. Подумайте, как можно всё это сохранить и использовать», – говорит Виталий.

Старинные наличники из Нижней Синячихи

Старинные наличники из Нижней Синячихи

Свердловская область к сожалению представлена пока всего тремя населёнными пунктами: Екатеринбургом, Алапаевском и Нижней Синячихой. Про первые два я уже рассказывал, пришла пора и Нижней Синячихи.
Наличники здесь весьма просты: Синячиха не город, а село, поэтому ожидать здесь появления богатых купеческих домов богато украшеных искусной резьбой было бы неправильно.
Но и здесь не обошлось без приятных неожиданностей!

Согласно классификации, наличники Нижней Синячихи
по наличию ставень – 50/50
Сделаны с применением плоской, накладной резьбы из элементов выполненных пропильным способом.
В большинстве своём старые – больше ста лет;
Крашеные в основном в два цвета;
По принадлежности к стилю – не определены;
По сложности исполнения – 2. (было бы 1, но пара замечательных наличников вытягивают)

Из интересных особенностей – в Нижней Синячихе всего два сруба были покрыты досками, в основном же – потемневшие от времени бревна были некрашены и ничем не прикрыты.

О каком-то “характерном” наличнике или “характерном элементе” украшения Нижнесинячихинского наличника говорить к сожалению не стану – не нашел такового. Все наличники достаточно серьёзно отличаются друг от друга. Те несколько человек, с которыми удалось пообщаться подтвердили мысль, что как правило хозяин дома сам вырезал наличники, не обращаясь к каким-то специальным плотникам. Поэтому вероятно они такие разные и получились.

Я уже как-то писал, что окно состоящее не из трёх кусков стекла, а из пяти – как правило относится к XIX веку. Здесь это опять подтвердилось. Этому дому 150 лет. Однако в Синячихе есть деревянные дома и постарше.

Очень старый наличник. Возраст дома мне назвали приблизительно – 140 лет. Наличник – ровесник.

Характерной приметой городов с холодными зимами является наличие мааленькой, узкой форточки. Вот кстати, что неплохо бы и в пластиковых окнах иметь! Такую форточку в мороз можно оставить открытой и спать всю ночь. А окно уже не оставишь: выморозит.

Вот почти точная копия того наличника со ставнями, что уже был.
На самом деле это просто классика-переклассика. Такой формы наличники раньше чуть не в каждой деревне были. И сейчас их можно найти в музеях сохраняющих образцы деревянного зодчества – в Тальцах, в Мышкине, в Кижах.

Вот этот символ в оголовке наличника мог бы претендовать на чисто Нижнесинячихинское происхождение. Всё же он повторяется аж на каждом восьмом наличнике города.
Но может статься, что чаще он встречается в каком-нибудь окрестном селе или городе, которое пока не попало в объектив.

13.
А вот это динозавры, ага:)

Наличник похожий на ставенные наличники Саратовской области – Энгельса в большей части. Хотя конечно здесь он сильно упрощен.

А вот моя отрада – самый, наверное, запоминающийся наличник Нижней Синячихи.
Правда он совсем другой, непохожий на местные, но зато как хорош!
Кстати, вы возможно заметили, что собственно оконные рамы в Нижней Синячихе часто имеют не прямоугольную форму, а закруглены в верхней части. Это редкость, поскольку так раму делать гораздо сложнее.

Читать еще:  Чем помыть окна чтобы не замерзали зимой

21.
Один сотрудник музея в Тальцах Иркутской области мне рассказывал, что раньше наличники раскрашивали очень разнообразно. Глядя на это буйство цвета мне почему-то кажется, что это всё-таки не может быть правдой. Ну где селяне могли достать столько красок?! Да и стали бы они, явно сэкономив силы и время на вырезании красивых резных наличников, тратить их на раскрашивание их, причем ежегодное?

Здесь автор наличника решил изобразить видимо гребешки.
Ну или ископаемых одноклеточных каких-то )

31.
Увидев это окно, мне, признаюсь хотелось прыгать от радости! Потому что ничего подобного я ещё тогда не видел. Где ж его родина, откуда они, такие красивые наличники? Может быть где-то есть город, где их ещё сохранилось много!?
Кто бы знал, что меньше чем через год ответ на этот вопрос будет найден! Такие наличники будут в Тюмени и в Томске!
И окажется, что для Томска – это один из самых простых и незатейливых наличников!

Про Томск вообще хочется подольше не рассказывать и не показывать… Потому что после него много наличинков очень даже замечательных городов поблекнут 🙂

Вот и всё, Нижняя Синячиха и Свердловская область прощаются с вами 🙂
А я нет. Возвращайтесь сюда снова и снова!

Рекомендуемые для вас статьи:

  1. Деревянная изба из Нижней СинячихиЭта изба была построена в XVIII веке, 250 лет назад. Сейчас она стоит на территории музея деревянного зодчества. Свердловская область, деревня Нижняя Синячиха. Совсем другая.

Автор: ivan_hafizov

Основатель виртуального музея резных наличников Посмотреть все записи автора ivan_hafizov

Резные наличники на окна в деревянном доме

О старинной традиции изготавливать и устанавливать резные наличники на окна в деревянном доме вспомнили относительно недавно, когда прошел первый бум строительства срубов из оцилиндрованного бревна и бруса. Прожив несколько лет в новом деревянном доме, хозяева практически всегда начинают относиться к нему, как к живому существу, поэтому неудивительно, что на окнах и входных дверях из дерева стали появляться удивительно красивые резные узоры, служащие одновременно украшением и защитой.

Функции и предназначение резных наличников

Большинство экспертов, занимающихся культурой и историей деревянных архитектурных памятников, отмечают, что резные наличники на окнах, фото, являются почти статусной вещью. Дом без резных узоров выглядит деревянной избой, пусть даже очень большой и красиво оформленной, с наличниками – превращается в терем.

Традиционно резные наличники на окна устанавливаются для двух целей:

  • Защита щелей по периметру оконной рамы от проникновения дождя, снега и продувания ветра;
  • Дополнения и украшения оконного проема, фасада деревянного дома в целом.

Для деревянного дома строители традиционно предлагают в комплекте со стеклопакетом оконные рамы из дерева либо металлопластиковые оконные профили. Обычные пластиковые наличники из ПВХ можно заказать и в резном варианте. Вот только выбрать рисунок или узор, скорее всего, не выйдет, резные пластиковые наличники на окна изготавливают по традиционным шаблонам штамповкой и только придают вид ручной работы.

Такая работа будет стоить недешево, но качество резных наличников для пластиковых окон будет даже выше ручной резки. Остается подобрать рисунок и узор.

О третьей задаче наличника на окнах редко кто из владельцев дома может рассказать более-менее внятно и достоверно. Речь идет о защитных функциях, предохраняющих деревянный дом от «дурного глаза», болезней и непрошеных гостей. Можно по-разному относиться к верованиям и традициям, но учесть специфику выбора узора для наличников в своем доме будет явно не лишним.

Узоры и фигуры на резных деревянных наличниках

Понятно, что любой уважающий себя хозяин не повесит на окна деревянного дома первые попавшиеся наличники, процесс подбора темы и рисунка может затянуться, поэтому не стоит злоупотреблять использованием символов, смысл которых непонятен или неизвестен. Если мистическая и культурологическая часть резных наличников создает психологический дискомфорт, можно относиться к резьбе, как способу декоративного оформления оконных проемов деревянного дома.

Придуманы они были для украшения резных наличников неслучайно, и бережно хранились и передавались практически без изменения. Большинство мастеров-резчиков по дереву режут просто как копировщики, поэтому планировать и расшифровывать рисунок придется своими силами.

Например, фигурки и изображения животных всегда символизировали позитивные пожелания дому процветания и благоденствия:

  • Змея или дракон всегда обозначала мудрость и силу для защиты дома;
  • Птицы в полете означают радушие и приветливость, сидящие по углам — внимание к гостям и новостям;
  • Рыбы, олени, пучки пшеницы и виноград означают пожелание достатка.

Не принято было изображать домашних животных и фигурки людей, особенно в одной канве с вьющимися растениями и цветами.

Более современные рисунки на резных деревянных наличниках обычно имеют традиционный регулярный орнамент.

Это могут быть переплетающиеся цветы, листья виноградной лозы, уложенные в регулярный узор. В резных композициях XVIII-XIX века уже появились более современные изображения колонн, портиков и капелей, используемых в деревянной архитектуре той эпохи.

Большая часть резных наличников заказывается у мастеров резчиков. При желании нетрудно изготовить резные наличники на окна своими руками по шаблонам или готовым схемам. Простейшие линии и рисунки можно перевести на заготовку и вырезать граверной насадкой, с более сложными схемами придется повозиться и вспомнить уроки рисования в школе.

Верхняя часть наличников называлась очельем, это наиболее сложная и красивая часть декора, с одной стороны, очелье задавало общий тон резной композиции, с другой, выполняло функции козырька над оконным проемом. На вершине композиции находилась диадема, символизирующая восходящее солнце, а в центре обязательно изображался медальон или корона из растений. Нижняя часть окна закрывалась резным фартуком, обычно в виде раскрытого веера.

Если мистическая и культурологическая часть резных наличников создает психологический дискомфорт, можно относиться к резьбе, просто как способу декоративного оформления оконных проемов деревянного дома.

Обычный переплетенный узор из лозы или цветов будет далек от любого мистического наполнения, при этом красота наличников и резьбы обрамления окна деревянного дома только усилится. У резных наличников с регулярным рисунком есть серьезное преимущество перед сложной многоярусной композицией:

  • Во-первых, шаблоны резных наличников на окна переносятся на деревянную или пластиковую заготовку намного проще и быстрее, чем рисунок со сложной многоярусной композицией;
  • Во-вторых, даже если вы будете вырезать переплетающуюся лозу или кант своими руками и допустите небольшие огрехи, увидеть их в узорчатом поле будет практически невозможно, так устроена психология человека.

Поэтому, перед тем как сделать резные наличники на окна, выберите для себя простой узор, с минимальным количеством индивидуальных деталей. Даже самый незамысловатый рисунок на облицовочных планках сможет до неузнаваемости преобразить внешний вид окна деревянного дома.

Варианты изготовления резных наличников своими руками

Резьба по дереву всегда была и остается достаточно дорогостоящим мероприятием, поэтому вместо покупки готовых наличников, вырезанных или штампованных на мебельном оборудовании, можно попытаться изготовить своими руками декоративные планки с простейшими узорами. В домашних условиях или в столярной мастерской можно воспользоваться одним из трех методов:

  • Перенести шаблон на подготовленную доску и вырезать узоры с помощью гравировального набора;
  • Отлить узоры под резной наличник из полиэфирной или эпоксидной смолы с последующей окраской или отделкой ламинатной пленкой под дерево;
  • Вырезать накладной узор наличника с помощью электролобзика.

Перед тем как попробовать свои силы в изготовлении резных наличников, нужно подобрать подходящий материал. Для резьбы и гравировки потребуются твердые сорта древесины, хорошо подойдет бук или дуб, чуть хуже сосна или ель, не подойдут тополь и осина. Для вырезки накладного узора можно использовать обычную половую доску, но материал должен не иметь сучков, дефектов или сложного переплетения волокон.

Шаблоны под вырезку накладного узора

Для изготовления наиболее простых узоров можно использовать простейшие рисунки переплетающихся растений, цветов, винограда. По сути, это плоская калька от более сложных резных рельефов. Такой узор можно использовать для оформления вертикальных боковых планок наличника.

Для декорирования очелья окна нужно искать не регулярные, а одиночные узоры, например, композицию из симметрично расположенных фигур или переплетений стеблей растений.

Тот же узор можно перевести в контурную линию и превратить в плоский орнамент, который достаточно просто вырезается из фанеры, доски или даже плиты МДФ.

Наиболее сложные рельефные или объемные узоры изготавливаются наборным способом. Первоначально из планок изготавливаются обычные наличники из дерева, отдельные элементы облицовки тщательно подгоняются по размерам окна и собираются в готовую раму.

Все остальные декоративные элементы последовательно вырезаются из дерева, отливаются из литейного полимера или выпиливаются из МДФ плиты, после чего шлифуются, грунтуются и наклеиваются на подготовленную раму.

Изготовление резных наличников своими руками

Чаще всего узоры под отделку окна вырезают из водостойкой ОСБ плиты в виде накладных декоративных элементов. Первоначально на кальке, куске миллиметровки и с помощью программы разрабатывается необходимый шаблон под рисунок.

Далее необходимо изготовить рабочий шаблон, с помощью которого можно перенести узор на деревянную подложку неограниченное количество раз, фото. Для этого распечатанный на принтере рисунок наклеивают на лист ДВП и вырезают просечной насадкой к дрели или обычными ножницами по металлу.

После разметки деревянной заготовки можно приступать к вырезанию наличника. Проще всего выполнить пропилы электролобзиком на столярном верстаке.

По линии выполненных пропилов нужно аккуратно наждачной бумагой снять фаску, чтобы при дальнейшей обработке лицевая поверхность резного узора не скалывалась. Если в качестве заготовки была выбрана достаточно тонкая планка, то вырезанную резную часть декора можно наклеить на тканевую основу.

Таким же способом вырезают мелкие накладные элементы в виде ромбов, квадратов, колечек, косичек. После ошкуривания вырезанные элементы обтачивают на электроточиле с камнем для шлифовки древесины. С помощью круга можно достаточно просто придать ромбу или любой другой геометрической фигуре необходимую форму, сформировать грани или переходные криволинейные плоскости.

После наклеивания декора резные наличники грунтуют гидрофобными пропитками и подвергают старению. Делается это для того, чтобы убрать белизну свежешлифованного дерева. Для этого применяют растворы солей железа, меди, хрома. В результате удается подобрать цвет и оттенок резного наличника в тон деревянной оконной раме. Остается вскрыть дерево лаком или масляной пропиткой и установить резной декор на окно.

Заключение

Очень часто хозяева деревянных домов вместо изготовления новых декоративных элементов предпочитают покупать старые резные наличники, сохранившиеся по деревням, заброшенным домам и постройкам. Нередко стоимость комплекта резных наличников для трех окон фасада здания обходится дешевле, чем ручная резьба одного наличника современным мастером. В некоторых случаях среди старого декора встречают настоящие произведения искусства, изготовленного вручную мастерами прошлого века. Такие резные наличники обычно подвергают глубокой реставрации и устанавливают не на наружных частях окон, а внутри помещения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector