Шаг колонн в монолитном строительстве
Roof-store.ru

Строительный портал

Шаг колонн в монолитном строительстве

ГК «МКС». Блог проектировщиков и строителей

Мы проектируем и строим здания и сооружения преимущественно в сборно-монолитном железобетонном каркасе. Расскажем в этой статье про его особенности и преимущества, а также пройдемся по 8 основным элементам.

Несущий остов в наших проектах представлен готовыми заводскими изделиями — это колонны, преднапряжённые ригели, плиты перекрытия и другие элементы. Все элементы объединяются с помощью омоноличивания стыков — колонны с ригелем и ригеля с плитой перекрытия. При этом объём монолитных работ не превышает 7% от общего объёма работ строительства.

Это дает нам экономический эффект за счёт быстрого возведения несущих конструкций: под одним краном строители монтируют до 4000 кв.м каркаса в месяц. Производство монолитных работ существенно зависит от погодных условий и времени года. Суровый климат в нашей стране вынуждает строителей использовать дополнительные средства: модификаторы для понижения температуры замерзания воды, электропрогрев бетона или другие способы поддержания тепла.

Это приводит к удорожанию строительных работ. Представьте, если вы строите, например, небольшое по современным меркам 9-этажное здание из монолитного каркаса: сколько энергии потребуется для его прогрева?

Наша технология строительства позволяет изготовить на заводе сборные элементы с высокой степенью точности и надежности, ускорить темпы строительства в 1,5-2 раза по сравнению с монолитным и кирпичным строительством, снизить расход основных материалов(цемент, щебень, арматура) в среднем в 2 раза, а также производить строительные работы до -25°С без потери качества и скорости монтажа конструкций.

Наша каркасная система дает большой простор для архитекторов: им будет несложно сформировать объёмно-планировочные решения за счёт сетки колонн до 12х12 м, которые соединяются ригелями под любым углом. Обычно ригели ухудшают эстетику интерьера помещений — их края выступают в местах пересечения потолков и стен. В нашем каркасе такого нет: мы закладываем ригели в межквартирных стенах или скрываем их в раскладке плит перекрытий.

Cборный каркас позволяет нам увеличить полезную площадь квартир на 5-9% в сравнении с кирпичным домостроением и в зависимости от планировочных решений. В преимущество железобетона верил архитектор Ле Корбюзье уже в начале 20 века: он декларировал знаменитые «5 отправных точек современной архитектуры». В них он отверг предназначение стен как несущей конструкции, провозгласил свободную планировку помещений и свободный от нагрузок фасад, который теперь может принимать любые формы. Эти положения актуальны и сейчас: железобетон был главным строительным материалом XX века и скорее всего останется им в XXI.

А теперь — краткий обзор 8 главных элементов нашего каркаса.

1. Колонны выполняются неразрезными высотой до 5-ти этажей. Сечение колонн определяется расчетом и может быть от 250х250 до 400х600 с шагом 50 мм в любом направлении. Если потребуется большее сечение колонны по расчету, то производится стыковка двух колонн или параллельно, или под углом, или в виде «Т»-образное сечения. Стыковка колонн по высоте выполняется посредством штепсельного стыка.

2. Ригели могут быть длиной до 12 (иногда до 15) метров. Наиболее оптимальная с экономической точки зрения сетка для жилья 7-7,5 м. Сечения ригелей в основном 300х250(h) или 400х250(h). А в случае попадания ригеля в край жилой комнаты — высотой сечения 100 и 150 мм. Соответственно, связевые ригели вдоль плит перекрытия могут выполнятся скрытыми.

3. Плиты перекрытия применяются как безопалубочной формовки (ПБ), так и с агрегатно-поточных линий (ПК). Допускается устройство вырезов в плитах в ПБ — шириной не более 1-й пустоты, в ПК — до 1/3 пролета, но с внесением усиления в чертежи изделия.

4. Лестницы состоят из сборных маршей, индивидуальных балок под их опирание и пустотных плит для площадок.

5. Диафрагмы жёсткости устанавливаются в зданиях выше 5-ти этажей. Чаще всего диафрагмы размещают в районе лестничной клетки с частичным опиранием на нее лестничной площадки и балки, а также в межквартирных перегородках.

6. Шахты лифтов выполняются как полносборные (тюбинги), так и состоящие из отдельных панелей. Они объединяются в пространственный элемент на строительной площадке с помощью стыковки элементов на сварке или омоноличивания выпусков в торцах панелей.

7. Балконные плиты обычно применяются в сборном исполнении с опиранием на 2 или 3 стороны. Конфигурация балконных плит может быть различна в зависимости от архитектурных решений.

8. Консольные рамки устраиваются под кирпичную кладку, когда она используется в качестве облицовки фасада. В рамки мы помещаем термовкладыши, чтобы обеспечить утепление ригелей и колонн каркаса.

Посмотрите видеоролик c наглядной демонстрацией нашего каркаса: от изготовления изделий на заводе до сдачи объекта в эксплуатацию.

Все о монолитных железобетонных колоннах – назначение, виды и типы, тонкости монтажа конструкций. Как сделать своими руками?

Монолитные колонны – часть монолитного каркаса здания, вертикальные несущие элементы. На колонны опирают балконы, террасы, перекрытия. Помимо основных функций, колонны являются декоративным элементом, украшают входную группу здания и фасад.

Назначение бетонных колонн

Колонны принимают и передают нагрузку от вышерасположенных элементов на фундамент строения. Железобетонные столбы связывают конструкцию, служат опорой этажей.

Архитектурный термин «колонна» относится непосредственно к средней части, опорному столбу. Выступы в верхней части столба для опоры перекрытий или ригелей называют капителями или консолями. Иногда встречается подколонник, стакан для крепления к столбчатому фундаменту.

Виды и типы

Бетонные колонны подразделяют по типу сечения, способу производства.

По типу сечения подразделяют квадратную, круглую или прямоугольную форму.

По способу производства классифицируют элементы заводской готовности, поставляемые на объект готовыми конструкциями или возводимые на строительной площадке, монолитные колонны.

Особенности устройства монолитных колонн

Перед производством работ подготавливают площадку, необходимые материалы, инструменты, конструкции. Площадка очищается от мусора, размечивается.

Затем переходят непосредственно к строительству:

  • собирают опалубку;
  • монтируют арматурный каркас;
  • заливают бетонную смесь;
  • осуществляют процедуры ухода за бетоном;
  • выдерживают время для набора прочности смеси;
  • распалубливают конструкции.

Монолитные железобетонные колонны рассчитывают на стадии проектирования. Сечение и форма колонны, диаметр арматуры, марка используемого бетона будут зависеть от количества планируемой нагрузки, включая собственный вес элемента.

При производстве работ рекомендуется строго следовать проекту.

Подготовка инструментов и материалов

Потребность в материалах и инструментах выясняется на стадии подготовки к работам. Из инструментов понадобятся:

  • металлический угольник, уровень для проверки вертикальности и горизонтали поверхностей;
  • стальной прут, поможет выпустить воздух;
  • шуруповёрт для крепления опалубки;
  • вибратор уплотняет смесь;
  • сборная опалубка из щитов, подпорок.

Бетонная смесь поставляется к месту стройки в готовом виде или смешивается непосредственно перед укладкой с помощью бетономешалки. Для приготовления берут одну часть цемента, добавляют две части песка, перемешивают с двумя частями щебня и двумя частями гравия. Замешивая сухую смесь с водой, добиваются пластичного бетона однородной консистенции.

Кроме бетонной смеси необходимы следующие материалы:

  • гвозди, саморезы для крепления опалубки;
  • арматурные стержни расчётного сечения и длины;
  • стальная проволока;

Установка опалубки

Опалубка устанавливается в проектное положение. Щиты выравниваются по вертикали и укрепляются с помощью подкосов, деревянных распорок. Подкосы якорятся с помощью опорных блоков в двух направлениях, чтобы исключить сдвиг.

При бетонировании высокой колонны процесс установки опалубки несколько отличается от обычного. Три стороны формы монтируются, а четвёртая грань закрывается по мере наполнения опалубки бетоном.

Читать еще:  Печь для бани из дисков грузового автомобиля

Армирование

Связывая между собой пруты, получают жёсткий объёмный каркас для укрепления бетона. Количество продольных стержней в каркасе 4-6 шт. Для квадратного сечения достаточно четырёх прутов по углам элемента, для прямоугольной формы длинную сторону дополнительно усиливают. Поперечное связывание арматуры применяют при устройстве колонн длиной до 2 метров.

Каркас, превышающий длину 2 м, обвязывается короткими стержнями поперёк, с шагом 20-50 см, принятым при расчёте соответственно планируемой нагрузке.

Капители укрепляют арматурной сеткой.

Толщину прута сетки принимают от 15 мм, размер ячейки 10 х 10 см.

Армирование подколонника происходит укладкой сетки в каждую ступеньку, размеры и количество сеток берется из проекта.

Бетонирование

После монтажа опалубки и арматурного каркаса приступают к бетонированию, которое производят послойно, слоями толщиной 0,3-0,5 м, не допуская схватывания предыдущего слоя. До верха опалубки не доливают 50-70 мм раствора.

Для усадки бетона в колоннах выше 5 метров устраивают технологические перерывы от 40 мин до 2 часов.

При механизированной подаче готовой бетонной смеси скорость подачи снижают для избежания расслоения. Из смеси выпускают воздух стальными прутами, бетон уплотняют ручными вибраторами. В местах, недоступных для вибратора, бетон уплотняют вручную, тщательным штыкованием.

По завершению работ производят сезонный уход за бетоном.

Демонтаж опалубки

Срок набора бетоном 100% рабочей прочности составляет 28 календарных дней. Показатель может варьироваться от окружающих условий – температуры, влажности, комплекса работ по уходу. Средний период выстаивания монолитных колонн перед распалубливанием составляет 7-10 дней в летний период. Этот срок позволяет сформироваться углам и боковым граням.

Снятие опалубки начинают с подкосов, постепенно снимая крепления, боковые щиты.

Монолитные колонны как элемент каркаса обеспечивают пространственную жёсткость и прочность здания.

ПЕРЕКРЫТИЯ НА ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИХ СТОЙКАХ

Работа с опалубкой перекрытий, из чего состоит стойка опалубки телескопическая, как ее собрать, виды стоек-домкратов, их характеристики, как рассчитать шаг стоек и другое.

Технологический процесс возведения монолитных перекрытий состоит из нескольких видов работ: опалубочные, распалубка конструкций, арматурные, бетонные. Данная статья посвящена первым двум, а именно работе с опалубкой перекрытий на телескопических стойках.

Стойка телескопическая

Телескопическая стойка строительная – основной опорный элемент опалубки перекрытий. Стойки-домкраты благодаря удобству и надежности часто используются в монолитном строительстве. С их помощью возводят перекрытия от 1,5 до 5,0 м.

Из чего состоит стойка телескопическая?

Стойка-домкрат – это фактически две трубы:

  • внешняя (направляющая) (рис. 1)
  • внутренняя (телескопическая вставка) (рис. 2).

рис. 1 Внешняя труба

рис. 2 Внутренняя труба

Снизу и сверху стойка ограничена плоскими квадратными фланцами, выполняющими функцию подставок. Они имеют отверстия по углам, позволяющие заанкерить стойку.

Стойка работает в определенном диапазоне высот. Изменение высоты от минимальной до максимальной происходит за счет выдвижения внутренней трубы – для грубой юстировки в ней предусмотрены отверстия.

Для фиксации внутренней трубы на нужной высоте, внешняя труба снабжена специальными элементами:

  • натяжитель – насадка с резьбой и пазом, находится на конце внешней трубы;
  • серьга – специальный съемный фиксатор типа скобы, который служит стопором для верхней вставки;
  • гайка – дополнительный съемный упор, поддерживающий серьгу и обеспечивающий более точную юстировку высоты за счет передвижения по резьбе-натяжителю.

Сборка телескопической стойки пошагово (рис. 3-4). Собирается стойка опалубки перекрытий достаточно просто. На внешнюю направляющую на натяжитель накручивается гайка, сверху накидывается серьга.

После этого во внешнюю трубу вставляется внутренняя, при этом ось отверстий в телескопической вставке должна совпадать с отверстием в натяжителе. Вставка опускается до требуемой высоты и фиксируется с помощью серьги.

При аренде телескопическая стойка обычно комплектуется треногой и унивилкой. Тренога используется как подставка: она фиксирует стойку в вертикальном положении, значительно увеличивая ее устойчивость. Унивилка вставляется сверху стойки и используется для дальнейшего крепления балки.

Виды телескопических стоек

По типу резьбы стойки опалубки перекрытий телескопические делятся на два вида:

  • стойка телескопическая с открытой резьбой (СТО)
  • стойка телескопическая с закрытой резьбой (СТЗ)

У опалубочных стоек с открытой и закрытой резьбой есть свои плюсы и минусы. Открытая резьба позволяет избежать потерь прочности, так как она не нарезается, а накатывается на натяжитель. Закрытая – предотвращает попадание раствора бетона на резьбу.

По несущей способности стойки делят на стандартные и усиленные. Маркировка «ТОР» (СТО ТОР) указывает на то, что стойка опалубки перекрытий является усиленной. Такая телескопическая стойка имеет открытую резьбу и увеличенную (3 мм) толщину стенки внутренней и внешней трубы. Цена усиленной стойки-домкрата выше обычной, но ее повышенная несущая способность позволяет сэкономить на аренде, так как количество арендуемых стоек уменьшается в 2 раза.

Характеристики телескопических стоек

  • Высота. Основной характеристикой стоек опалубки перекрытий является минимальная и максимальная высота. Стандартный размерный ряд предлагаемых в аренду стоек-домкратов: от 0,51 м до 4,5-4,8 м – для стандартных телескопических стоек и до 5,5 м – для усиленных.
  • Несущая способность (допустимая нагрузка на ось) – важнейшая характеристика. Она необходима для расчета требуемого количества оборудования. Этот показатель может быть от 1400 кгс до 5000 кгс в зависимости от высоты стойки, диаметра трубы и толщины стенок.
  • Вес стойки-домкрата зависит от длины трубы и толщины металла и может быть от 8 до 30 кг. У аналогичных стоек с разным типом резьбы вес разный, но различается незначительно.
  • Диаметр трубы и толщина внешней и внутренней стенок. От этих характеристик зависит несущая способность оборудования. У стандартных стоек-домкратов внешняя труба имеет диаметр 60 мм, внутренняя – 51 мм, толщина стенки 2 и 2,5 мм соответственно. В усиленном варианте используются трубы с диаметрами 76 и 60 мм и толщиной стенки 3 мм.

Табл. 1 Основные характеристики СТО и СТЗ:

Высота

наруж.

Маркировка Диаметр х толщина Вес,

СТО/СТЗ

кг

Допустимая нагрузка*, кг
мин.–макс., м внутр.
СТО 1,7 (1,2) 1,2 – 1,7 51 х 2,5 60 х 2,0 8,64 5000
СТО 2,1 (1,2) 1,2 – 2,1 9,44 3800
СТО 2,5 (1,4) 1,4 – 2,5 10,6 2600
СТО 2,7 (1,5) 1,5 – 2,7 11,18 2500
СТО 3,1 (1,7)
СТЗ 3,1 (1,7)
1,7 – 3,1 13,27 /
13,66
2400
СТО 3,7 (2,0)
СТЗ 3,7 (2,0)
2,0 – 3,7 15,36 /
15,38
2250
СТО 4,2 (2,5)
СТЗ 4,2 (2,5)
2,3 – 4,2 16,81 /
17,37
2000
СТО 4,5 (3,2)
СТЗ 4,5 (3,2)
3,2 – 4,5 19,00 /
19,60
1875
СТО 4,8 (3,2) 3,2 – 4,8 19,97 1400

* Допустимая нагрузка на ось указана без учета запаса прочности

Табл. 2 Основные характеристики стойки усиленной (СТО ТОР):

Маркировка

Высота

Диаметр х толщина

Вес, кг

Допустимая нагрузка*, кг

мин.–макс., м

внутр.

наруж.

СТО ТОР 3,1 (1,7) СТО ТОР 3,7 (2,0) СТО ТОР 4,2 (2,5) СТО ТОР 4,5 (3,2) СТО ТОР 5,5 (3,7)

* Допустимая нагрузка на ось указана без учета запаса прочности

Опалубочные работы

К возведению монолитных перекрытий приступают после завершения работ по возведению наружных и внутренних несущих стен. Прежде чем устанавливать опалубочное оборудование, помещения, в которых планируются монолитные работы, следует подготовить: освободить от ненужного инвентаря и строительных материалов, при необходимости очистить основание от наледи и снега.

Опалубочные работы включают в себя следующие этапы:

  • Транспортировка стоек опалубки в зону монтажа;
  • Разметка основания под шаг стоек;
  • Установка телескопических стоек;
  • Монтаж продольных и поперечных балок;
  • Обработка торцов фанеры антиадгезионной смазкой;
  • Установка и закрепление палубы фанеры;
  • Монтаж промежуточных стоек в пролетах между основными;
  • Установка опалубки боковых поверхностей плиты перекрытия;
  • Обработка палубы антиадгезионной смазкой.

Установка стоек опалубки перекрытий

Установка основных стоек телескопических является наиболее ответственным этапом монтажа опалубки монолитного перекрытия. Для разметки основания под шаг стоек удобно использовать рейку-шаблон, соответствующую по длине расчетному расстоянию между стойками. После разметки происходит сборка телескопических стоек – соединение их с унивилкой и закрепление в треноге. Далее стойки-домкраты устанавливают согласно разметке и настраивают на нужную высоту, которую выбирают с расчетом, чтобы после монтажа палуба находилась на 20-30 мм выше проектного положения.

Устройство монолитных, железобетонных колонн

Монолитные железобетонные колонны – это вертикально отдельно стоящие конструкции с наименьшим поперечным сечением в отличие от высоты или длинны данного элемента. Другими словами монолитная железобетонная колонна является стержневым сжатым элементом квадратного или круглого сечения воспринимающая нагрузку вышележащих элементов (плита, балка, ригель) и передающая на нижележащие элементы здания или сооружения (перекрытие, фундаменты), При этом речь идет преимущественно о сжатии в направлении длины колонны, которое называется нормальной силой.

Так же, колонны могут работать на изгиб за счет горизонтальных нагрузок, например ветровых или динамических. Монолитные железобетонные колонны используются при строительстве как рамных, так и связевых каркасов зданий и сооружений. По виду нагрузки колонны различают как, центрально сжатые и вне-центренно сжатые. В колоннах вместо длины используется понятие свободной длины продольного изгиба. Свободная длина продольного изгиба принимается в зависимости от того, защемлена ли колонна или шарнирно оперта, так как, при шарнирном соединение на основе армирования передается только усилие сжатия или растяжения, но не изгибающий момент.

В случае колонн с небольшим сечением существует опасность продольного изгиба. Продольным изгибом называют боковое искривление колонны под нагрузкой. Продольный изгиб может возникнуть под нагрузкой, при которой напряжение в бетоне еще не достигло предельного значения напряжения на сжатие.

При строительстве зданий и сооружений из монолитных железобетонных конструкций в основном применяются колонны армированным каркасом. Армированный каркас колонны состоит из продольной арматуры и поперечных хомутов. Бетонное сечение колонны несет нагрузку совместно с арматурными стержнями и хомутами каркаса, хомуты имеют задачу предотвратить изгиб продольных стержней. В случае колонн высотой на этаж продольная арматура оканчивается в оголовнике колонны и заанкеривается в присоединяемой строительной конструкции (ригелю, плите).

В случае колонн, проходящих насквозь через несколько этажей, по крайней мере, угловые продольные стержни должны быть пропущены через перекрытие в качестве соединительной арматуры с вышележащей колонной. Необходимые для этой цели стержни должны быть отогнуты. Непосредственно под и над балками или плитами на высоте, равной наибольшему размеру сечения, и при стыках внахлест продольных стержней.

В строительстве из монолитного железобетона для армирования применяется преимущественно стержневой арматурный прокат диаметром 10-40 мм
Расход арматуры в жилищном строительстве Москвы
№ п.п. Класс и сортамент арматуры, мм Расход стали на 1 м2, %
КПД Монолитные здания с шагом более 4,2 м Средний по многоэтажным жилым домам
монолитные с шагом до здания 4,2 м
1 Вр-1 28,0
19,6
Ф4 и 5

2 А400. А500С 24,0
16,8
Ф6-10 моток

3 А400, А500С 17,0
69,0 62,0 29,8
Ф10-12

4 А400, А500С
Ф14-22 7,0 23,0 12,5

5 А400, А500С
Ф25-40 3,0 12,0 5,7

6 А240 (A-I)
ф6,5-20,0 21,0 3,0 15,6

7 Средний расход на 1 м2 кг 40,0 72,0 55,0

В России для производства железобетонных конструкций широко используется арматурный прокат диаметром до 12 мм, поставляемый в мотках, доля которого в общей потребности в ненапрягаемой арматуре составляет около 30 %, а с учетом проволоки Вр-I диаметром 3-5 мм по ГОСТ 6727-80 может достигать 40-45 %
Диаметр арматуры, мм 4-5 6-8 10-12 14-20 22-28 32-40
Объем, % 12-14 16-18 26-28 13-15 18-20 7-8
Способ производства В мотках В мотках, в стержнях В стержнях

Применение арматуры в мотках практически исключает отходы при заготовительных операциях, позволяет механизировать производство сварных арматурных сеток, каркасов и других изделий.

Как видно из таблицы, арматурная сталь, поставляемая в мотках, применяется преимущественно в производстве сборного железобетона. В монолитном строительстве применение арматуры в мотках ограничивалось использованием в качестве хомутов колонн и пилонов, конструктивной арматуры стен, поперечной перекрытий и балочных изгибаемых элементов. Ее применение является рациональным при использовании в монолитном строительстве арматурных каркасов и сеток, изготавливаемых на специализированном арматурном производстве, укомплектованном правильно-отрезным оборудованием.
Указания по производству монолитных работ.

Перед бетонированием основания, бетонные поверхности рабочих швов должны быть очищены от грязи, мусора, масел, снега и льда, цементной пленки и прочего. Непосредственно перед укладкой бетонной смеси очищенные поверхности должны быть тщательно промыты водой и просушены струей воздуха.

Подготовленные арматура, закладные детали, а также правильность установки и закрепления опалубки с поддерживающими ее элементами должны быть оформлены и приняты актами освидетельствования скрытых работ.

Высота свободного сбрасывания бетонной смеси в выставленную опалубку — не должна превышать 5,0 м.

Бетонные смеси должны укладываться в бетонируемые конструкции горизонтальными слоями одинаковой толщины без разрывов, с последовательным направлением укладки в одну сторону во всех слоях.

При бетонировании колонн сверху, нижний слой толщиной около 300 мм укладывают из бетонной смеси с мелким щебнем (иначе внизу получается бетон с раковинами). При сбрасывании следующей порции смеси наиболее крупные камни втапливаются в этот раствор, в результате чего образуется смесь нормального состава.
Уплотнение бетонной смеси в колоннах производится внутренними вибраторами с жестким или гибким валом.

Колонны бетонируют на всю высоту этажа без перерыва. Рабочие швы могут устраиваться только либо у самого низа колонн (на уровне верха фундамента), либо вверху колонны, на несколько сантиметров ниже уровня примыкания балок перекрытия.

При уплотнении бетонной смеси не допускается опирание вибраторов на арматуру и закладные изделия, элементы крепления опалубки. Глубина погружения глубинного вибратора в бетонную смесь должна обеспечивать углубление его в ранее уложенный слой на 5—10 см. Шаг перестановки глубинных вибраторов не должен превышать полуторный радиус их действия.

Верхний уровень уложенной бетонной смеси должен быть на 50—70 мм ниже верха щитов опалубки.

Поверхность рабочих швов, устраиваемых при укладке бетонной смеси с перерывами, должна быть перпендикулярна оси бетонируемых колонн. Возобновление бетонирования допускается производить по достижении бетоном прочности не менее 1,5 МПа.

Мероприятия по уходу за бетоном, контроль за их выполнением и сроки распалубки должны устанавливаться ППР- проект производства работ.

Монолитно каркасный дом

Монолитно каркасный дом это монолитный железобетонный каркас и заполнение его проемов легкими блоками из ячеистых бетонов – для загородного дома вариант, близкий к идеальному. Прочность дома с монолитно каркасной конструкцией обеспечена. Из монолитного железобетона выполняются фундамент, стойки или колонны, междуэтажные перекрытия и стены цокольного этажа. Возможно и устройство стен в монолитном варианте, или части стен.

Подобные решения принимаются и для многоэтажных домов. Планировочные решения домов в монолитном каркасе, возможны любые. Не ограничены размеры комнат, их высота, конфигурация. Возможны эркеры, криволинейные формы. Привязывать пролеты к длине ж/б плит перекрытия не нужно, единственное, что в просторных залах и вестибюле могут по расчету понадобиться стойки или колонны.

Монолитный каркас, как правило, строят посредством услуг профессиональных строительных фирм, из товарного бетона. Специалисты владеют методами бетонирования многоэтажного дома поэтапно. Нагружение конструкций производится по мере набора прочности предыдущей заливки. Неизбежные при данной технологии холодные швы бетонирования выполняются в соответствии со строительными нормами. Технологию укладки и уплотнения бетонной смеси и необходимые средства малой механизации – вибраторы и пр., как правило, обеспечивает фирма. Без специальных знаний и навыков, геодезического контроля и соблюдения технологии качественный монолитный каркас для дома не построить.

Этажность дома монолитно-каркасной конструкции практически не ограничена, но коттеджи редко строят больше трех этажей.

Особенности возведения монолитно каркасного дома

Одновременная заливка каркаса дома из нескольких этажей невозможна технологически, поэтому бетонируют по частям. На готовый фундамент устанавливают опалубку несущих колонн первого этажа (если строится цокольный этаж – то стен подвала), затем бетонируют этаж до отметки перекрытия.

После набора бетоном прочности, достаточной для работ по монтажу опалубки перекрытия (это диктует проект, возможны данные 50% марочной прочности бетона для распалубки, и 70% – для монтажных работ на перекрытии), приступают к вязке армокаркаса и заливке бетона в перекрытие. Для опалубки перекрытия применяют горизонтальную опалубку разных видов, чаще всего с палубой из ламинированной водостойкой фанеры.

Опорные стойки для перекрытия убирают в установленные сроки, по мере схватывания бетона. После набора прочности бетоном перекрытия опалубку колонн переставляют. Так поэтапно заливают весь монолит каркаса, но холодных швов здесь не избежать. Стык, получающийся вследствие заливки свежего бетона в конструкцию, забетонированную до определенной отметки, называют холодным швом. Эти границы – холодные швы – всегда ослабляют конструкцию, они являются своего рода разрывами в монолите. Это ослабление минимизируют, улучшая сцепление схватившегося бетона со свежим.

Поверхность застывшего бетона зачищается, обеспыливается, цементная пленка счищается металлическими щетками. Кроме того, холодные швы устраиваются строго в определенных участках, где нагрузки минимальны, расположение их, как правило, перпендикулярно к оси конструкции. Швы колонн должны быть только горизонтальными, и делают их в допуске нескольких сантиметров от стыка колонны с перекрытием. В самой колонне холодных швов быть не должно.

В перекрытиях предусмотрены технологические проемы для ввода инженерных коммуникаций – водопровода, канализации, отопления и электроснабжения, а также вентиляционных каналов и дымоходов. Все отверстия армируются по контуру дополнительными стержнями.

Бетон для монолитного каркаса применяется классов В22,5, В25, В30. Для тонких стен и колонн нужен бетон с большей удобоукладываемостью, чем для фундаментов и перекрытий. Но подвижность П4 в условиях частной стройки часто имеет нехорошую закономерность – снижение итоговой прочности бетона конструкции. Нужно стараться пластифицировать бетон модификаторами, но не допускать лишней воды, и не в коем случае не разбавлять товарный бетон водой, если он потерял при доставке часть подвижности. Для решения этой проблемы нужно всегда иметь пластификатор с рассчитанной дозировкой на нужный объем бетона.

Монолитные колонны возводятся в прочной инвентарной опалубке. Фирмы, занимающиеся монолитом, такую опалубку имеют, и ее «оборачиваемость» стоит немало. Но устройство опалубки для стоек и колонн своими силами обходится не дешевле, эта опалубка должна быть очень прочной. Иногда частные строители в качестве опалубки применяют кирпичную кладку.

Колонна не должна быть смещена от проектного положения, допуски очень строгие, и это оправдано – устойчивость и прочность всего дома будет зависеть от точного расположения колонн по осям.

Монолитный каркас намного лучше возводить в теплое время года. Но не в жару, перегрев бетону вредит, вызывая температурно-усадочные трещины, ослабляющие всю конструкцию. Особенно это касается массивных элементов – перекрытий. Лучшая температура для бетона +18⁰С – +25⁰С и высокая влажность. Уход за бетоном проводят по стандартным технологиям. При высоких температурах воздуха бетон приходится охлаждать. При температуре от +35⁰С бывает недостаточно полива водой, иногда используют чешуйчатый лед.

Что касается зимнего бетонирования монолитного каркаса, этого варианта лучше избегать. Экзотермия бетона тем меньше, чем тоньше перекрытие. Для колонн ее вообще лучше не учитывать, слишком большой индекс поверхности. Затраты на электропрогрев, индукционный, электродный или нагревательными проводами, очень высокие, понадобятся трансформаторы и бесперебойная энергия. Заморозить бетон перекрытия очень легко, но демонтировать его и заливать заново… Обогрев конструкций тепловыми пушками, устройство шатров и навесов, различные термосы – варианты не менее затратные. Антиморозные добавки в бетон, прогрев опалубки, замес на горячей воде и подогретых заполнителях может решить проблему при температурах воздуха до -10⁰С. Но зимнее бетонирование на частной стройке, да еще и каркаса – сложное и затратное дело, и прибегать к нему следует только по веским причинам, например, невозможностью доставки стройматериалов в летнее время.

Железобетонный каркас дома будет прочным, а ограждающие конструкции возможны из легких блоков. Вся нагрузка – на колонны и перекрытия, а ограждения только самонесущие. Популярны для кладки твинблоки, пеноблоки, теплая керамика, обычный кирпич, арболитовые, пенобетонные и любые блоки из ячеистых бетонов, а возможны и их комбинации, различные конструкционные «пироги», например, изнутри помещения – обычный глиняный кирпич, затем керамоблоки, и наружная облицовка декоративным кирпичем. Теплый и технологичный вариант с «правильной» точкой росы. В помещении можно забивать гвозди и анкера, закреплять на стены любую мебель без проблем. Есть и варианты не хуже, стройматериалов и стеновых, и утепляющих сейчас в изобилии, просто нужно правильно рассчитать нужную теплозащиту для своего района.

Теплозащита монолитно каркасного дома

По вопросу теплозащиты – один из основных холодных мостов монолитного каркасного дома получается на торцах перекрытий. Бетон очень хорошо проводит тепло, что в данном случае не нужно. Торцы нужно утеплять дополнительно. Что касается теплопотерь от колонн, в конструкциях монолитных каркасов это учтено проектным решением – все колонны должны быть в тепловом контуре помещения. Они не примыкают к ограждающей конструкции, могут быть закрыты отделкой или находиться во внутреннем слое «пирога» стены. Перекрытие выходит за колонны, и они не «мерзнут». Дело, конечно, не в ресурсе колонн, его хватит с избытком на всю эксплуатацию дома, дело в организации зоны тепла и минимизации теплопотерь. Колонна может находиться в стене, при этом примыкания колонн к ограждающим конструкциям стен дополнительно утепляют. Но колонна в монолитном каркасном доме не всегда вся «утоплена» в стену, и в архитектурном плане это вовсе не плохо. Есть варианты интересных дизайнов помещений именно с такими контурами внутренних стен.

Хотя и каркас, и фундамент выполняются из железобетона, вертикальная гидроизоляция по верхнему обрезу всех элементов фундамента необходима для отсечки подсоса капиллярной влаги от фундамента к колоннам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector